Цели и задачи:
ознакомить учащихся с биографией С. Нурмагамбетова;
развивать умение работать в группе и самостоятельно
добывать знания, формировать навыки публичной речи;
воспитывать патриотические чувства, показать подвиги
героев фронта как образец мужества, стойкости и патриотизма.
Форма урока: урок-практимум
Межпредметная связь: литература, казахский язык, география, музыка.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проблемное задание:
Как вы считаете, в какой войне участвовали казахстанцы — в Великой Отечественной или Второй Мировой
войне?
Кого из казахстанцев участников ВОВ вы знаете? /ответы учащихся/
А знаете кого-нибудь из участников ВОВ из Акмолинской области? /ответы учащихся/
III. Мотивация познавательной деятельности:
Сегодняшний наш классный час мы посвящаем памяти героя той войны, нашего земляка –С. Нурмагамбетова.
IV. Объяснение материала
Учитель: Великая Отечественная война была составной
частью Второй Мировой войны. Казахстан участвовал в Великой Отечественной
войне как составная часть СССР. Потому, с точки зрения современного
суверенного Казахстана, она является частью нашей истории. Из последних
работ, посвященных этой проблеме следует отметить монографию доктора
исторических наук П. С. Белана «На всех фронтах». В планах
гитлеровской Германии по завоеванию Советского Союза значительное место
отводилось и Казахстану.
Предполагалось от Атлантики до Сибири создать «единое германское этнотерриториальное пространство». Была поставлена задача: очистить это пространство от славянских народностей,
«не подлежащих человечеству». Планировалась ликвидация и тюрко-монгольских
народов в конце 1941 г. И в начале 1942 г. Создать государственные структуры «Волга-Урал», «Большой
Туркестан». Кроме того, должны были создаваться карагандинская, Новосибирская
и Кузнецкая «индустриальные области», обслуживающие фашистскую Германию.
«Мозговой штурм»
? – Какую войну называют «Отечественной»?
? – Почему Германия вначале завоевала страны Западной Европы, а только потом устремила всю свою военную мощь против СССР и Казахстана в частности?
(ответы учащихся)
18 декабря 1940 г. А.Гитлер на секретном совещании утвердил «план Барбаросса».
? – Что представлял собой «план Барбаросса»?
(ответы учащихся)
Учитель: В начальный период войны гитлеровцы сконцентрировали свои удары в трех направлениях:
1. Группа армий «Центр» — основной удар нацелила на Москву;
2. Группа армий «Север» должна была окружить и захватить Ленинград;
3. Группа армий «Юг» — двигалась в южном направлении на Кавказ.
22 июня 1941 г. без объявления войны в 4.00
часа утра Германия нападает на Советский Союз. Началась Великая
Отечественная война. Основную мощь вермахт вложил в первый удар
на центральном — белорусском участке фронта. Немцы быстро
продвигались к Минску. Захватив его и продвигаясь дальше,
гитлеровские войска группы «Центр» в районе Смоленска окружили крупную группировку
советских войск. Растерзав советский фронт на московском направлении,
группа армии «Центр» неожиданно круто повернула на юг, где
ей на встречу продвигались немецкие армии, стремительно захватывающие
Южную Украину. Пытавшийся защитить Киев Юго-Западный фронт начал
отступление слишком поздно и почти целиком оказался в окружении
западнее украинской столицы. Из киевского котла вырваться не удалось
никому. По замыслу фашистских стратегов, в соответствии с планом
«Барбаросса», территория Казахстана должна была входить в «гросс
Туркестан».
В годы войны Казахстан превратился в мощный военный лагерь, где формировались
лучшие части и соединения Красной Армии. В Казахстане было
сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около
50 полков и батальонов различных родов войск. Одной из известных
страниц Великой Отечественной войны является организация спецшколы
близ Алма-Аты, готовившей горных стрелков для Красной Армии.
За годы войны в действующую армию было призвано 1196164 казахстанцев. Для работы в промышленности мобилизовано 670 тыс.человек. на территорию Казахстана прибыло эвакуированных
и репрессированных 1,5 млн. человек. Казахстан в тот момент
играл большое стратегическое значение как для фронта, так и для экономики
страны. (работа со схемой «Причины стратегического значения Казахстана
в годы ВОВ»)
Тысячи посланцев Казахстана шли в бой
за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Казахстанцы
самоотверженно освобождали братские республики. Нельзя не отметить судьбу
тех, кто оказался в окружении, был ранен и попал во вражеский
плен. Тысячи казахстанцев были активными участниками партизанского движения
и движения сопротивления. В годы войны их количество достигло 3,5 тысячи.
V. Биография С. Нурмагамбетова.
Учитель по презентации.
VI. Рефлексия
«Мозговой штурм»
1. Нужно ли было казахстанцам участвовать в Великой Отечественной войне?
2. Когда закончилась Великая Отечественная война?
3. Расскажите самые яркие моменты из жизни С. Нурмагамбетова.
4. Скажите, какие книги написал наш земляк, герой войны.
5. К каким наградам представлен С. Нурмагамбетов.
Составить синквейн со словами «война», «герои», «победа».
Источники: http://ru.calameo.com/read/001625080405bf8f2c2d9