Семья является важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется первичная социализация личности. В последние годы широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Можно сказать, что современная семья пережила некий процесс трансформации, проявляющийся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Довольно часто родители обеспокоены материальными проблемами. Многие из них затрачивают большую часть времени на трудовую деятельность и поиск заработка, а не на установление доверительных отношений с детьми, общение с ними. Нередко родители перекладывают воспитание ребенка на дошкольные учреждения и школу, что сказывается на социализации детей и их эмоциональном состоянии. Это может повлечь за собой формирование чувства отчужденности и одиночества у ребенка, сложности в общении и проблемы психологического характера в будущем. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства10. Воспитание детей занимает особое место среди ведущих семейных функций, поскольку от степени осознания родителями ответственности за этот процесс зависит не только благополучие ребенка, но и будущая судьба общества и государства. Семья должна подготовить молодое поколение к самостоятельной взрослой жизни и развить способности к экономической и интеллектуальной деятельности. Воспитание детей требует от родителей значительных затрат эмоционального, материального, физического характера, осознанного отказа от реализации личных интересов и удовольствий ради целенаправленного взаимодействия с детьми. В этом случае приобретает особое значение готовность родителей выделять необходимое время для прямого контакта с ребенком. Отдавая должное такому значимому для воспитания фактору как длительность времени, выделяемого родителями на воспитание детей и общение с ними, исследования, проводимые КИОР «Рухани жаңғыру», выявили особенности взаимодействия казахстанских родителей с детьми. Результаты социологического исследования «Семейно-демографическая политика – 2020»11 свидетельствуют о том, что дети являются важнейшим ресурсом и ценностью семьи, они несут на себе множество функций в семейной системе, совершенно не осознавая этого. Так, в 2020 году у опрашиваемых респондентов увеличилось количество свободного времени, проводимого с детьми, показатель выбора варианта ответа «нахожусь с детьми постоянно» вырос на 9,7% и на 6,7% выросла доля тех, кто «каждый день старается собраться вместе». Серьезным барьером, препятствующим общению с детьми, на протяжении двух лет опросов, остается загруженность родителей на работе. Величина этого показателя в 2020 году 10 Прихожан А.М. Психология сиротства/А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. 11 «Семейно-демографическая политика-2020», НАО Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру», 2020 г. 108 МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСТВА И РОДИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД выросла до 42%, прирост по сравнению с 2019 годом составил 11,1%. На 3,2% выросла доля тех, кто не может уделять время детям из-за загруженности домашними делами.