«Мой
язык»
Конкурс
Участники конкурса: учащиеся 8-9 классов
Цель :
1) Проявить знания учащихся по русскому языку,
прививать интерес к изучению языка;
2) Способствовать активизации мыслительной
деятельности учащихся;
3) Развивать интеллект, внимание;
4) Воспитывать чувства товарищества, ответственности;
5) Развивать логическое мышление, память, речь,
творческие способности, внимание, смекалку
Ход
урока: 1 – вступление учителя о языке.
Главный гость сегодня – русский язык. Послушайте, что
говорили о языке выдающиеся русские и зарубежные писатели. А.С.Пушкин: «Русский язык- это
выразительный и звучный, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах,
переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам.» Л.Н.Толстой: «Русский
язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - бойкий и
живой!»
2 – Разминка.
А) Чтение стихов о языке
Б) Пословицы и поговорки о языке
Прочитать наизусть стих «Русский язык»
1 ученик:
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь…
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже так много лет.
2 ученик:
«Самый богатый человек»
Знать язык сегодня
Стало лишь один, не скрою – мало.
Если два – вопросов нет,
Ты для всех авторитет!
Тех, кто три прекрасно знает, все за гениев считают.
Ну, а если все четыре!
Нет людей богаче в мире!
Пословицы и поговорки о языке, кто больше знает.
Прочитать наизусть.
1.Что написано пером, не вырубишь и топором.
2.Язык не лопатка: знает что горько, что сладко.
3.Изучить второй язык – прожить другую жизнь.
4. Язык – ключ к душе человека.
5.Что в голове зарождается, язык на свет выдает.
6.Язык и занозу вытащит.
7.Язык и до Киева доведет. И т.д.
3 – Конкурс на название городов.
Караганда
Омск
Новосибирск
Кокчетав
Усть-Каменогорск
Ростов-на-Дону
Степногорск
4 – Подумать.
На доске записаны слова, что нужно сделать, чтобы мягкий знак появился в середине.
Слова: конь , огонь, семь, уголь, дверь, окунь, соль
Ответы (добавить нужный слог) : коньки, огоньки, семья, угольки, дверью, окуньки, солью.
5 – Игра «Соедините»
Таблица с фразеологизмами, найти противоположные по смыслу фразеологизмы.
Сидеть сложа руки |
Воды в рот набрать |
Держать ухо востро |
Ворон считать |
От рук отбиться |
В руки взять |
Во всю Ивановскую (кричать) |
Своим горбом жить |
От корки до корки (читать) |
Не покладая рук |
На чужой шее |
Лясы точить |
6 – Игра «Собери слово»
след |
соль |
град |
рот |
зал |
опыт |
штука |
ежи |
газ |
ель |
банк |
тур |
фа |
|
буй |
кон |
|
|
бал |
вол |
|
|
|
ус |
7
– Анаграмма
Расшифровать
слова, найти лишнее слово.
Лодевой,
мучезанный , горазвор
Ответы:
деловой, замученный, разговор.
8
– Шуточные вопросы
Каждый
берет из пакета один вопрос и отвечает на него.
1.Какой
кистью нельзя рисовать? (кистью руки)
2.Какой
иглой не сошьешь рубашки? ( листьями сосны)
3. По
чему летают самолеты? (воздуху)
4.Какую
шляпку нельзя надеть на голову? (шляпку гриба)
5.Какой
корень не находится в земле? (корень зуба)
6.От
чего утки плавают? (от берега)
9
– Стих о языке
Если ты
хочешь судьбу переспорить,
Если ты
ищешь отрады цветник,
Если
нуждаешься в твердой опоре –
Выучи
русский язык!
Он твой
наставник великий, могучий,
Он
переводчик, он проводник.
Если
штурмуешь познания кручи –
Выучи
русский язык!
Подведение
итогов.